773 миллиона молодых людей и взрослых, две трети из которых составляют женщины, не имеют базовых навыков грамотности, а 617 миллионов детей и подростков толком не умеют читать. Об этом напоминают сегодня в ЮНЕСКО по случаю Международного дня распространения грамотности, который отмечают 8 сентября.
По статистике в 2019 году читать и писать умели более 86 процентов населения мира. По сравнению с 1979 годом, когда грамотными были лишь 68 процентов – это значительное достижение. Но в последнюю пару лет ситуация ухудшилась: пандемия коронавируса и конфликты во многих регионах мира помешали процессу обучения. По данным ЮНЕСКО, из-за закрытия школ на карантин более 500 миллионов учащихся не смогли продолжить учиться читать и писать или вообще не смогли начать обучение.
В наибольшей степени от последствий пандемии для сферы образования пострадали люди в беднейших странах. Отсутствие компьютеров и доступа к интернету, а также базовых навыков работы с ними лишают детей возможности научиться читать и писать, что ставит под угрозу развитие во многих странах.
Еще в начале пандемии COVID-19 в ЮНЕСКО создали Глобальную коалицию в интересах образования, объединившую более 180 партнеров в 100 странах. В более чем 10 странах провели широкомасштабную программу по обучению педагогов тому, как оптимально использовать цифровые технологии для обеспечения повсеместной грамотности.
Но не только пандемия оказала негативное влияние на развитие грамотности. В ряде регионов мира политический кризис и конфликты приводят к серьезным проблемам в сфере образования. Самый свежий тому пример – ситуация в Афганистане. За последние 20 лет там был достигнут значительный прогресс . Так, в Кабуле и афганских провинциях ЮНЕСКО провела крупнейшую в истории кампанию по распространению грамотности, охватив с 2006 года более 1,2 миллиона афганцев, в том числе 800 тысяч афганских женщин. Возможность учиться в стране получили не только мальчики, но и девочки. А женщины стали обучаться в вузах.

По материалам: ООН